Вопрос №5 (Мир как система. Материя)
Человечество всегда интересовал вопрос происхождения мира.
Наблюдая за явлениями природы, мыслители древности пытались ответить на вопрос: из какой субстанции возник мир.
Вариантов субстанции было великое множество: античные мыслители предлагали свои версии (Фалес – вода, Гераклит – огонь, Анаксимен – воздух); в Китае количество субстанций доходило до пяти (огонь, вода, земля, металл, дерево); в Древней Индии признавалось две субстанции (Пракрити – материя, Пуруша – дух, сознание).
Не трудно заметить, что каждая из представленных субстанций имела конкретно-чувственный облик или приближалась к таковому.
Поворот в восприятии материи был намечен в V в. до н.э., когда греческий философ Демокрит создал свое учение об атомах.
Теория атомизма имела важное научное значение: именно на ее основе Ньютон ввел понятие массы, сформировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики.
Атомистическая гипотеза стала основной молекулярно-кинетической теории теплоты.
Атомистические представления, используемые в химии, привели к открытию закона сохранения вещества и стали основой периодической системы элементов Менделеева.
К концу XIX в. данная гипотеза потеряла свою актуальность.
Некоторые научные открытия (делимость атомов) способствовали изменению научной картины мира в целом.
Революция в естествознании отразилась на понимании сущности материи.
Теория относительности Эйнштейна показала ограниченность законов в классической механике.
До появления этой теории, материей было принято считать все то, что предметно и вещественно.
Открытие новых состояний материи (поле и вещество) разрушило неверные представления о том, что такое материя.
Когда человек ищет материю как строительный элемент всего мира, он ее не найдет.
Материя – не только реальная возможность существования всех форм, но и причина их возникновения, основа материального мира, содержание и носитель всех его свойств.
Когда человеческий разум выводит единство мира из материального начала, это называется материализмом; если единство мира выводится из духовного начала, то это идеалистический монизм.
В обоих случаях тип реальности определяет картину мира (целостное восприятие мира человеком).
Принцип материального единства мира, означает логическую упорядоченность всех материальных и духовных систем.
Уровни материальной системы: живая природа, неживая природа и социум.
Каждый уровень состоит из определенного количества элементов, взаимосвязанных друг с другом.
Материальное единство мира необходимо, так как оно вносит определенный порядок, завершенность и логическую стройность, как в мире природы, так и в человеческом обществе.