Вопрос №9 (Мир как система. Бытие)
Понятие бытия занимает центральное место во многих философских учениях прошлого и современности. Именно с постановки проблемы бытия началось становление философии.
Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохватывающая реальность; это предельная, фундаментальная категория.
Впервые слово «бытие» ввел Парменид, который охарактеризовал его как вечное, неизменное, неподвижное. В последующем сложились различные трактовки бытия, которые можно свести к трем основным: материалистической, объективно-идеалистической, субъективно-идеалистической. В материалистической концепции под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств; это движущаяся материя. В объективно-идеалистической концепции бытие трактуется как объективно существующая идея. В субъективно-идеалистической концепции бытие связано с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать – значит быть воспринимаемым.
Все существующее образует реальность. Поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают два вида реальности: объективную и субъективную.
Основные формы бытия: а) бытие вещей; б) бытие человека; в) бытие социального; г) бытие духовного. Первые три формы образуют материальный мир, а последняя – идеальный мир.
В проблеме бытия выделяют три аспекта, отражающие основные идеи о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивидуальное и общественное равно существуют, хотя различаются по форме; 3) мир образует совокупную реальность, с которой необходимо считаться человеку.
Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Все другие природные тела, в том числе и высшие животные, функционируют достаточно предсказуемо. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами.