Вопрос №17 (Познание)
Познание – процесс целенаправленного активного отобра¬жения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует чело¬века, то есть самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании кон¬кретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью матери¬альных носителей информации – книг, рисунков, объектов ма¬териальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:• познает окружающий мир непосредственно (то есть откры¬вает нечто новое либо для себя, либо для человечества);• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смот¬рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:• гностицизм;• агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти¬мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без¬граничными возможностями познания. Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Агностицизм и гностицизм являются не главными разли¬чиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. От¬личие их подходов в том, что:• идеалисты считают познание самостоятельной деятельно¬стью идеального разума;• материалисты считают познание процессом, в результате кото¬рого материя через свою отражательную способность – созна¬ние – изучает сама себя.
Современная гносеология в своем большинстве стоит на по¬зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:• диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме позна¬ния, использовать законы, категории, принципы диалектики;• историзма – рассматривать все предметы и явления в кон¬тексте их исторического возникновения и становления;• практики – признавать главным способом познания практи¬ку – деятельность человека по преобразованию окружающе¬го мира и самого себя;• познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;• объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;• активности творческого отображения действительности;• конкретности истины – искать именно индивидуальную и дос¬товерную истину в конкретных условиях.
Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.
Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы – на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность.