Вопрос №26 (Философия средних веков и возрождения)
Средневековые философы, писатели, ученые в большин¬стве своем происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация образования. Школы организо¬вывались в основном при монастырях и соборных капиту¬лах, существовали также придворные школы. Преподава¬ние велось преимущественно монахами-проповедниками. В школах постепенно складывались основы педагогиче¬ской и научной системы, которая получала название схо¬ластики, т. е. школьной учености.
У истоков схоластики стоял Боэций, кото¬рого позднее называли «отцом схоластики». Он предло¬жил систему обучения, включавшую две группы наук: три¬виум («трехпутье»), в который входили грамматика, рито¬рика и диалектика (логика), и квадривиум, в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики («музыки») и астрономии. Изучение этих наук должно предшествовать, считал он, изучению теологии. Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. Этот во¬прос обсуждался еще в античной философии и через твор¬чество Боэция перешел в схоластику.
В ранней схоластике сформировались два противопо¬ложных направления – реализм и номинализм. Сторонни¬ки реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) яв¬ляются духовными сущностями и существуют реально. Такая точка зрения, в общем, восходит к Платону. В край¬нем варианте реализм исходил из того, что реально суще¬ствует только общее, а индивидуальное реально не суще¬ствует, оно лишь кажется существующим и есть не более чем обман чувственного восприятия.
Приверженцы номинализма утверждали, что реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее – это только имена, слова и не име¬ет никакого значения вне языка.
Кроме крайних форм существовали и умеренные ва¬рианты реализма и номинализма. Некоторые реалисты признавали, что общее есть и в самих вещах; некоторые номиналисты считали, что вещи объединяются в классы на основе повторяющихся у них свойств. Общее как поня¬тие (концепт) обозначает классы вещей. Философские споры между реалистами и номиналистами могли поставить под сомнение догмат о едином Бо¬ге и Его трех ипостасях и поэтому привлекли к себе насто¬роженное внимание Церкви.
Умеренный номинализм (концептуализм) был пред¬ставлен Абеляром, который считал, что уни¬версалии не пустые слова, они имеют определенное значе¬ние, относятся к классам предметов. При этом говорилось, что универсалии не существуют до и независимо от еди¬ничных предметов.
В позднем Средневековье к реализму склонялся Фома Аквинский. Он считал, что универсалии име¬ют троякое существование: в божественном уме, в вещах и человеческом уме. В божественном уме универсалии пред¬шествуют вещам, представляя формы, образцы для еди¬ничных вещей. Наиболее известном в эту эпоху представителем номи¬нализма был Дуне Скот. Он утверждал, что реально существуют только индивиды. При этом он считал, что есть особый принцип индивидуализации, де¬лающий одну вещь не похожей ни на какие другие.
Оппозиция реализма и номинализма получила отклик и в последующей философии.
Философию эпохи Возрождения, прежде всего, отличал яр¬ко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался в его отношении с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как само¬стоятельной личности (в искусстве, политике, технике и т. д.). Аскетизму, вере в потусторонний мир были проти¬вопоставлены светские интересы и полнокровная земная жизнь. Все это привело к необычайному расцвету искусст¬ва, становлению гуманистического мировоззрения.
В эпоху Возрождения формируются новые социально-политические концепции. Никколо Макиавелли разрабатывает новую концепцию государства в про¬тивоположность господствующей до этого теократической. Он исходит из того, что самый мощный стимул человече¬ских действий – интерес. Проявления его многообразны, более всего он виден в желании людей сохранить свою собственность. Сохранение ее лучше всего обеспечивается стремлением к приобретению новой собственности. Но то¬гда происходит столкновение интересов различных людей. Эгоизм людей нужно ограничить. И тогда возникает госу¬дарство для самозащиты людей друг от друга, а не от бо¬жественней воли, как это утверждалось в теократической концепции государства. Макиавелли дает советы полити¬кам и фактически в качестве принципа государственной морали предлагает правило: «Цель оправдывает средст¬ва». Правда, он имел в виду не личный интерес правителя, а «общее благо», но об этом впоследствии часто забывали.
В эпоху Возрождения складывается новая натурфило¬софия, для нее в целом характерны следующие черты: Пантеизм, идея взаимопроникновения природы и Бога; Идея тождества микро- и макромира и вследствие это¬го своеобразное органистическое мировоззрение, трак¬тующие природу по аналогии с человеком; Гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушев¬ленности всего бытия; Идея самодеятельности материи.
Кроме относительно общих, отдельные представите¬ли натурфилософии высказывают и оригинальные идеи. Николай Кузанский говорит о том, что нет никакого центра мира. Леонардо да Винчи утверждает, что научное познание должно основываться на опыте и, исходя из опыта, выявлять причинные связи явлений. Джордано Бруно утверждает вечность Вселенной, говорит о самодвижении материи, которая содержит в себе формы. Завершает на¬турфилософию эпохи Возрождения и, с другой стороны, является одним из основоположников естествознания Но¬вого времени Галилео Галилей. Он разраба¬тывал принципы механики, сделал ряд важных астроно¬мических открытий.