Вопрос №27 (Европейская философия XVII-XVIII веков)
XVII в – начало зарождения буржуазных отношений в обществе.
Историки и культурологи называют XVII, XVIII и IXX века новым временем.
В XVII веке развитие новых социальных отношений меняет устаревший подход к пониманию сущности науки:
- в средние века науку называли «инструментом дьявола», инквизиция жестоко преследовала любой интерес общества к научному знанию;
- в XVII веке наука трактуется как универсальный инструмент познания и преобразования мира.
Английский философ Фр. Бэкон первым провозгласил цель научного знания создавать открытия и изобретения, имеющие практическую ценность. Чтобы научное знание было прогрессивным, необходимо изменить человеческий менталитет, очистить его от предубеждений и устаревших знаний.
С этой целью Фр. Бэкон разработал учение об идолах; идолы – все то, что мешает человеку заниматься наукой.
Виды идолов:
1. идолы рода (неправильное восприятие о сущности вещей, которое возникает как результат ограниченного человеческого ума и субъективности чувственного познания);
2. идолы пещеры (искаженное восприятие окружающего мира из-за недостатков информации об этом мире);
3. идолы рынка (возникают из-за неправильного употребления слов);
4. идолы театра (возникают из-за неправильного употребления философских систем).
В XVII веке философское знание выработало два основных метода познания:
1. индукция (движение мысли от частного к общему);
2. дедукция (движение мысли от общего к частному).
Автором I метода является Бэкон, автором II – Декарт.
Согласно Бэкону основой научного знания является опыт; философ подразделяет опыт на две разновидности:
1. опыт плодоносный (дает чистое знание);
2. опыт светоносный (дает результат).
Французский философ Р. Декарт является продолжателем развития теории познания.
Заслуга Бэкона в том. Что он одним из первых разработал теорию эмпирического познания (через опыт), заслуга Декарта в том, что он приверженец рационалистического познания (на основе разума).
Основой рационалистического метода познания является дедукция, состоящая из нескольких правил:
1. всякий заданный вопрос содержит в себе нечто неизвестное;
2. у неизвестного есть свои особенности, которые надо узнать;
3. каждый заданный вопрос содержит в себе и нечто известное.
Основной смысл дедукции – определение неизвестного через ранее известное.
Главное в дедуктивном методе – интеллектуальная интуиция, которая всегда начинается с сомнения.
Знаменитая фраза Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую» впервые определила ценностную значимость познающего субъекта.
Философ утверждает: основой научного метода является мыслящее я каждого человека.
И Бэкон, и Декарт, анализируя процесс познания, разделяет действительность на объект и субъект.
Объективация мыслящего я любого познающего субъекта осуществляется через врожденную идею Бога, которая присутствует в человеческом сознании с момента рождения человека.
Как и Декарт, Б. Спиноза является сторонником рационализма, на основе которого строится его теория познания.
Особенности теории познания Спинозы:
1. резкое разграничение низшего и высшего знания; низшее знание – чувственное представление о мире, высшее знание – рассудочное понимание окружающего мира;
2. низшее знание – недостоверное знание, так как чувственная информация у всех людей различна;
3. низшее и высшее знания имеют разные инструменты познания: низшее знание строится на основе синтеза объективного и субъективного начал, которое реализует себя в человеческом восприятии, высшее знание оперирует общими понятиями и отражает объективные свойства вещей.
Главным для высшего познания является субстанция, сущность которой Спиноза определяет следующими словами: то, что существует само в себе и представляется само через себя.
Для Спинозы существует одна главная субстанция: Бог, отождествляемый с природой.
Такая философская позиция называется пантеизм.
Бог как творящая природа имеет свои атрибуты: свободу, вечность, бесконечность и неделимость.
Кроме этого Бог – природа имеет модусы (состояния): бесконечный разум, конечные вещи, явления, мысли.
Бог как творящая природа является основой возникновения материального мира.
Для европейских стран XVIII в. – эпоха просвещения.
Ее главная характеристика – рационализм.
Рационализм следует понимать в нескольких аспектах:
1. как гносеологическое учение, которое считает основным инструментом познания человеческий разум; при таком понимании рационализма ему противопоставлены и другие методы познания: эмпиризм (познание на основе опыта); сенсуализм (чувственное познание);
2. как выражение взглядов передовых деятелей XVIII века; в таком понимании рационализму присущи следующие качества: исторический оптимизм, возвеличивание человека и вера в безграничные возможности человеческого разума;
3. как установку особой разумной и целесообразной деятельности человека, являющейся прообразом мирового порядка.
Рационализм как познавательный метод в XVIII веке существует в двух основных разновидностях:
1. идеалистический рационализм (признавал существование мирового разума в качестве независимой от человека субстанции);
2. материалистический (объяснял устройство мира многообразием свойств живой материи, познание мира возможно на основе законов классической механики).
Движение в понимании материалистов XVIII века трактовалось как цепь возрастаний и убываний, созиданий и разрушений, при этом исключался принцип непрерывного развития, скачкообразность развития и фактор случайности.
Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи обусловило опору на сенсуализм.
Проблемам теории познания посвящена книга Дж. Локка «Опыт о человеческом знании».
Центральная мысль его книги – определение возможностей человеческого разума в познании мира, установка границ человеческого познания и попытка определить функциональные возможности познающего субъекта.
Основой теории познания являются идеи.
Идеи бывают: простые (ощущения), сложные (на основе которых формируется познавательный опыт).
Каждая идея может вызывать качества вещи: первичные (форма, плотность и движение объекта) и вторичные (запах, вкус, цвет).
Когда идеи совпадают с вещами, познание будет истинным.
Локк выделяет три разновидности познавательного процесса:
1. интуитивное (предчувствующее);
2. демонстративное (рациональное);
3. сенситивное (чувственное).
Из трех разновидностей познания высшим является демонстративное.
Философия Дж. Беркли представляет собой нечто среднее между объективным и субъективным идеализмом (идеалистический солипсизм – мир существует, пока он удерживается человеческим сознанием).
От объективного идеализма Беркли заимствует признание Бога как творца реальности; от субъективного идеализма – идея существования в мире бесконечного количества сознаний и душ; от античной философии – идея существования двух миров: мира идеального (божественного) и мира чувственно-воспринимаемого (материального).
Основные идеи философии Беркли:
1. все содержание человеческого сознания образует идеи;
2. идеи бывают внешние (чувственная информация) и внутренние (человеческие мысли);
3. познание есть там, где существуют идеи;
4. идеи необходимы для сознания, так как они образуют слова – основу языка;
5. человеку свойственно воспринимать субъективно и время и пространство (радости мгновенны, а страдания бесконечны);
6. упорядоченность идей осуществляет Бог.
Д. Юм является основоположником европейского скептицизма и агностицизма.
Скептицизм – сомнения по поводу познаваемости окружающего мира, агностицизм – полное отрицание познаваемости окружающего мира.
Центральной проблемой философии Юма является теория познания.
В познавательном процессе философ выделяет три вида знания:
1. логическое (на основе определенных мыслительных операций);
2. эмпирическое (на основе опыта);
3. доказуемое (на основе разума).
Ни одно знание не является полностью достоверным, так как опыт – это поток впечатлений, не известной человеку природы, в логических операциях философ отрицает факт наличия следствия у каждой причины.
Главное для ученого не теоретическое знание, а вера в собственную правоту и вера в высшие духовные силы (в Бога).
Именно вера дает человеку практическую уверенность в правильности его научной деятельности.
Вопрос №27 (Европейская философия XVII-XVIII веков)
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12011-05-31 20:54:03
Страница: 1