Вопрос №35 (Духовная жизнь как подсистема социума: философия науки, философия культуры, философия религии, мораль и право)
Основными элементами духовной жизни общества являются: • духовная деятельность;• духовные ценности;• духовные потребности людей;• духовное потребление;• индивидуальное сознание;• общественное сознание. Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценно¬сти, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения. В ходе духовной деятельности духовные ценности распростра¬няются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людь¬ми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценно¬стями называется духовными отношениями.
Философия науки – раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия биологии, философия физики. Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности. Философия науки как философская дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию (в данном случае к бытию науки), возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше.
Философия культуры, культурфилософия, раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. нем. романтиком А. Мюллером. Философия культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе общественных отношений.
Философия религии в широком смысле существует столько же, сколько существует и философия в целом как часть духовной культуры. При этом могут быть использованы различные философские концепции – натурализма, материализма, экзистенциализма, феноменологии, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа и т. д. Философия религии, понимаемая в узком смысле – это автономное философское рассуждение о Боге/божестве и религии (Платона, Фомы Аквинского, Б.Спинозы, И.Канта, Г.Гегеля и т. д.). Это сближает философию религии с историей философии
Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей – это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна, как и их единство. В праве отражено понятие «морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом. И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести: право вырабатывается государством, мораль – обществом; право закреплено в государственных актах, мораль – нет; за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали – общественное осуждение и критика.