Вопрос №38 (Общество и личность. Роль личности в истории)
Основными субъектами – носителями человеческой сущности, являются общество и личность. Для более полного выяснения их взаимосвязей, как проявления человеческой сущности, следует остановиться на содержании и взаимосвязи понятий: человек, общество, личность, индивид, индивидуальность.
Понятие человек является наиболее общим понятием, которое служит для обозначения социального качества всех индивидов и его качественного отличия от всего живого. Когда мы употребляем это понятие, то имеется в виду не просто реально живой человек, а то, что он является представителем человеческого рода, носителем человеческой сущности.
Общество – это система связей и отношений, в которой и при помощи которой люди осуществляют свою жизнедеятельность. Это человек в его общественных отношениях. Общество выступает, во-первых, как система связей и отношений, в которой проявляется социальное качество индивидов, поэтому понятие «общество» служит для обозначения не совокупности индивидов, живущих вместе, а тех связей и отношений, в которых они находятся друг к другу, в которых и при помощи которых осуществляют свою жизнедеятельность. Во-вторых, общество представляет собой особую форму интеграции жизнедеятельности индивидов (целостность), по отношению к индивидам оно приобретает относительную самостоятельность как субъектное бытие, субъект – носитель человеческой сущности.
Личность – это социальное качество индивида, она есть индивидуальная форма проявления, существования, функционирования всей системы общественных отношений. Личность характеризует индивида как субъекта социальной деятельности и служит признаком, отличающим его от других людей. Короче, личность – это проявление, мера человеческой сущности в индивиде, индивидуальное бытие человеческой сущности.
Индивид – это единичное бытие человека, как реально существующего социального существа, с его физическими, психологическими, биологическими и социальными особенностями как носителя характеристик человеческого рода.
Индивидуальность – это система унаследованных и приобретенных признаков, свойств, особенностей, присущих только данному конкретному человеку и отличающих его от других людей (пол, рост, цвет волос, глаз и т.д.). В своей совокупности и взаимосвязи они характеризуют самобытность, неповторимость, исключительность индивида. Это непосредственный способ проявления человеческой сущности в ее индивидуальном бытии.
Из соотношения этих понятий видно, что субъектами, носителями человеческой сущности или, иными словами, субъектным бытием человеческой сущности является общество и личность. Это значит, что каждое конкретное общество в его историческом развитии как действительность человеческой сущности, характеризуется наличием присущих ему жизненных потребностей и способов их удовлетворения (сущность первого порядка); оно характеризуется, также, присущим ему уровнем развития производительных сил, то есть, уровнем развития материально производства (сущность второго порядка); оно характеризуется присущей ему системой общественных отношений (сущность третьего порядка); уровнем развития общественного сознания, масштабностью целей и способов их реализации (сущность четвертого порядка); уровнем свободы и творчества, благодаря которым оно выступает в качестве обобщенного субъекта социальной деятельности (сущность пятого порядка). По сравнению с личностью, оно характеризуется наличием общих потребностей, удовлетворение которых обуславливает возможность выживания (потребности в источниках энергии, сырья, в чистой атмосфере…).
Подобно обществу, личность также является субъектом-носителем или субъектным бытием человеческой сущности, но в его индивидуально неповторимой форме. В жизнедеятельности личности проявляются все порядки сущности человека. Это значит, что каждый человек характеризуется только ему присущими жизненными потребностями, особенностями их проявления и способами удовлетворения, что личность есть субъект-носитель общественного производства, системы общественных отношений, общественного сознания и целеполагания, свободы и творчества. Иными словами, в личности находит свое индивидуально неповторимое проявление все порядки сущности человека.
Следовательно, общество и личность – это две взаимосвязанные стороны проявления человеческой сущности. Нет общества без личности и нет личности без общества. Поэтому, только анализ конкретных исторических событий в их общей форме и в индивидуальном проявлении, может показать, в какой степени сущность человека проявляется в действительности.
Но общество и личность существуют не как чистые абстракции. Их жизнь протекает в конкретных исторических формах, существование и функционирование которых обусловлено всем ходом истории.