Обработка событий от клавиатуры и мыши.
События мыши.Событие
Описание
onClick
Щелчок мыши на компоненте и некоторые другие действия пользователя
onDblClick
Двойной щелчок мыши на компоненте
onMouseDown
Нажатие клавиши мыши на компоненте. Возможно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши
onMouseMove
Перемещение курсора мыши над компонентом. Возможно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши
onMouseUp
Отпускание ранее нажатой мыши над компонентом. Возможно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши
onStartDrag
Начало процесса «перетаскивания» объекта. Возможно распознавание перетаскиваемого объекта
onDragOver
Перемещение «перетаскиваемого» объекта над компонентом. Возможно распознавание перетаскиваемого объекта и координат курсора мыши
onDragDrop
Отпускание ранее нажатой кнопки мыши после «перетаскивания» объекта. Возможно распознавание перетаскиваемого объекта и координат курсора мыши
onEndDrag
Еще одно событие при отпускании ранее нажатой кнопки мыши после «перетаскивани» объекта. Возможно распознавание перетаскиваемого объекта и координат курсора мыши
onEnter
Событие в момент получения элементом фокуса в результате манипуляций мышью, нажатия клавиши табуляции или программной передачи фокуса
onExit
Событие в момент потери элементом фокуса в результате манипуляций мышью, нажатия клавиши табуляции или программной передачи фокуса
Событие onClick происходит, если пользователь:
Щелкнул на компоненте
Выбрал элемент в сетке, дереве, списке, выпадающем списке, нажал клавишу со стрелкой
Нажал клавишу пробела, когда кнопка или индикатор были в фокусе
Нажал клавишу Enter, а активная форма имеет кнопку по умолчанию, указанную свойством Default
Нажал клавишу Esc, а активная форма имеет кнопку прерывания, указанную свойством Cancel
Нажал клавиши быстрого доступа к кнопке или индикатору
Приложение установило в true свойство Checked радиокнопки RadioButton
Приложение изменило свойство Checked индикатора CheckBox/
Вызван метод Click элемента меню.
Для формы событие onClick наступает, если пользователь щелкнул на пустом месте формы или на недоступном компоненте.
Рассмотрим последовательности отдельных событий, наступающих при том или ином действии пользователя.
В момент запуска приложения из рассматриваемых событий наступает только событие onEnter в компоненте, на который передается фокус.
Последовательность событий мыши при переключении с помощью мыши фокуса с одного элемента на другой:
Действие пользователя
Событие
Перемещение курсора мыши в пределах первого компонента
Множество событий onMouseMove в первом компоненте
Перемещение курсора мыши в пределах формы
Множество событий onMouseMove в форме
Перемещение курсора мыши в пределах второго компонента
Множество событий onMouseMove во втором компоненте
Нажатие кнопки мыши
OnExit в первом компоненте
OnEnter во втором компоненте
OnMouseDown во втором компоненте
Отпускание кнопки мыши
onClick во втором компоненте
onMouseUp во втором компоненте
Последовательность событий мыши при двойном щелчке на компоненте:
Действие пользователя
Событие
Первое нажатие кнопки мыши
OnMouseDown. Возмодно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши
Первое отпускание кнопки мыши
onClick
OnMouseUp. Возмодно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши
Второе нажатие кнопки мыши
onDblClick
OnMouseDown. Возмодно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши
Второе отпускание кнопки мыши
OnMouseUp. Возмодно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши
Распознавание источника события, нажатых кнопок и клавиш, координат курсора.
Во все обработчики событий, связвнных с манипуляциями мыши (как и во все другие обработчики) передается параметр Sender типа TОbject. Этот параметр содержит указатель на компонент, в котором произошло событие. Он не требуется, если пишется обработчик события для одного конкретного компонента. Однако часто один обработчик применяется для нескольких компонентов. При этом какие-то операции могут быть общими для любых источноков события, а какие-то требовать специфических действий. Тогда Sender можно использовать для распознавания источника события. Тип TОbject не имеет никаких полезных для пользователя свойств и методов и объект Sender нужно рассматривать как объект одного из производных от Tоbject типов (объектная модель в Delphi).
Например, можно использовать операцию is. Так оператор
If (Sender is TListBox) then …
Проверяет, не является ли источник события компонентом типа TListBox.
Если требуется распознать объект по имени или другому свойству, можно использовать операцию as. Например, оператор
If (Sender аs TControl).Name=’Edit1’ then …
Проверяет, не является ли этот компонент компонентом с именем Edit1. Хотя в данном случае можно было бы просто оперделить, не является ли Sender объектом Edit1:
If (Sender = Edit1) then …
Операцию as можно также использовать, если надо применить к источнику события некоторый метод. Например, оператор
(Sender аs TwinControl).ScaleBy(11,10);
увеличивает на 10% размер любого оконного компонента, в котором произошло событие.
Помимо параметра Sender в обработчики событий OnMouseDown и OnMouseUp передаются параметры, позволяющие распознать нажатую кнопку, нажатые при этом вспомогательные клавиши, а также определить координаты курсора мыши. Заголовок обработчика событий может иметь следующий вид:
procedure TForm1.Edit1MouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
Помимо параметра Sender в обработчик передаются параметры Button, Shift, X, Y.
Параметр Button типа TmouseButton определяет нажатую в этот момент кнопку мыши. Тип TmouseButton – перечислимый тип, оперделяемый следующим образом:
TmouseButton=(mbLeft, mbRight, mbMiddle);
Значение MbLeft – нажатие левой кнопки мыши, MbRight – правой, MbMiddle – средней.
Например, если вы хотите, чтобы обработчик реагировал на нажатие только левой кнопки мыши, можно первым оператором записать:
If (Button<>mbLeft) then exit;
Параметр Shift типа TShiftState определяет, какие вспомогательные клавиши на клавиатуре нажаты в момент нажатия мыши. Тип TshiftState – множество, определенное следующим образом:
TshiftState = set of (ssShift, ssAlt, ssCtrl, ssLeft, ssRight, ssMiddle, ssDouble);
Поскольку Shift является множеством, проверять наличие в нем тех или иных элементов надо операцией in. Например, если нужно пререагировать на событие, заключающееся в нажатии левой кнопки мыши при нажатой клавише Alt, можно использовать оператор:
If (Button=msLeft) and (ssAlt in Shift) then … или
If (ssLeft in Shift) …
Аналогичные параметры Button и Shift передаются и в обработчик события OnMouseUp. Только параметр Button соответствует не нажимаемой в данный момент, а отпускаемой кнопке.
Во все события, связанные с мышью, передаются также координаты курсора X и Y . Эти параметры определяют координаты курсора в клиентской области компонента. Благодаря этому можно обеспечить различную реакцию в зависимости от того, в какой части клиентской области расположен курсор. Пусть, например, в приложении имеется компонент Image1, содержащий некоторое изображение, и нужно обеспечить пользователя соответствующими пояснениями в зависимости от того, на какую часть изображения он покажет мышью:
Для перехода в режим получения информации можно предусмотреть на форме кнопку или раздел меню, при выборе которых параметру Cursor задается значение crHelp (это соответствует изображению курсора с вопросительным знаком):
procedure TForm1.SpeedButton1Click(Sender: TObject);
begin
Cursor:=crHelp;
end;
Для отображения информации нада предусмотреть на форме окно редактирования, например Memo1.В событии MouseDown компонента Image1 и формы можно ввести обработчик вида:
procedure TForm1.Image1MouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton;
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
if ((Sender as TControl).Name<>'Image1')
then Cursor:=crDefault;
if (Cursor<>crHelp) then exit;
Memo1.Lines.Clear;
if (x<120)And(y<120) then
Memo1.Lines.Add('Это входная очередь')
else Memo1.Lines.Add('Это процессор');
Cursor:=crDefault;
end;
Первые операторы этого обработчика обеспечивают выход из процедуры, если вид курсора не crHelp или щелчок произведен не на изображении. Следующий оператор очищает окно редактирования от прошлой информации, а затем структура if анализирует координаты курсора и в соответствии с областью, в которой находится курсор, отображает нужную информацию о частях изображения.